Ivan Veselov ([info]dying_sphynx) wrote,
@ 2008-03-12 13:05:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:lingua, orphography, yo

О букве Ё
В последнее время я начал проверять орфографию с помощью программы aspell и обнаружил, что в виндовой её поставке нет русского словаря с буквой "ё". Соответственно, при проверке aspell ругается на слова типа "поёт", "смеётся" и т.д., что мне совершенно не нравится.

Оказалось, что такая проблема со словарями есть далеко не только у aspell-а, и довольно часто отдельно выпускаются словари с буквой "ё" и без неё. Более того, опросив пару человек в аське, я удивился тому, что многие из них не употребляют в наборе букву "ё", так как "она неудобно расположена на клавиатуре", "и так понятно где она, а где е" и т.д.

Немного поисследововав этот вопрос, можно узнать следующие факты:


  • Ё была предложена в 1783, впервые использована в печати в 1795, однако формально вошла в алфавит только в советские годы

  • относительно названия надстрочного элемента (вот тех двух точек) нет единого мнения. Употребление слов "умляут", "трема" считается некорректным, поскольку относится к диакритике символа, а диакритика связана с произношением звука (и т.к. ё фонетически не связана с е (ё=йо, е=йэ), то две точки сверху - не диакритический символ)

  • медленное введение в обиход и распространение буквы ё объясняется её неудобной для быстрого письма формой и техническим несовершенством печатных средств докомпьютерной эпохи. Заметьте, обе эти причины отсутствуют в компьютерном наборе. Хотя, конечно, им на смену может прийти несколько необычное расположение этой буквы на клавиатуре

  • в результате необязательности употребления буквы "ё", сейчас мы можем наблюдать множество исковерканных личных имён (Ришелье, Монтескье, Рентген, Рерих и т.д. - все они были с буквой Ё ;))


И что мне кажется более важным: появляются разногласия при написании слов типа "маневр", "желчь", "блеклый", "издевка" и т.д. Таким образом, когда мы видим букву "е" - мы должны задумываться о том как правильно прочесть это слово: с "е" или с "ё". Если бы "ё" было обязательным в этих случаях, разногласий бы не возникло.

Действующие правила орфографии не требуют написания буквы "ё", однако рекомендуют её написание в неоднозначных словах. Однако, задумываетесь ли вы например при написании очередного поста в ЖЖ, что слово "все" может быть прочитано как "всё"? Уверен, что нет. Увидев такое слово в неоднозначном предложении, приходится возвращаться к нему и переосмысливать прочитанное, что не менее важно, чем то, что взгляд "спотыкается о букву Ё", что например является одним из главных аргументов "против" в статье Лебедева про Ё из его книги "Ководство".

Для того, чтобы исследовать какой процент фрэндов моего ЖЖ использует букву "ё" в своих постах, я написал небольшой скрипт - ёметер :) Он извлекает список друзей, затем последние 25 постов каждого пользователя и проводит простой анализ. Для каждого пользователя затем выдаётся "yo-ratio" (отношение постов с "ё" ко всем постам), так же отношение фрэндов хотя бы раз употребивших "ё" ко всем фрэндам. У меня этот результат таков:
 total users = 106, significant users = 100,
 yo users = 64, ratio = 0.64
 
Таким образом 36 процентов моих фрэндов ни разу не употребило "ё" за последние 25 постов! К вам, собственно, и обращён этот мой пост :)

Ссылки:

- исходный код yometer.py (для использования необходим python и доступ в интернет)
- статья про Ё в русской википедии
- много ссылок в конце этой статьи
- параграф из книги "Ководство" А. Лебедева

UPD: Для поднятия насущности вопроса публикую под катом список фрэндов, не употребляющих "ё" :) (отредактирован после работы скрипта - вычеркнуты англоязычные и украиноязычные юзеры)

[info]alexott, [info]vrepets, [info]andriyv, [info]gogabr, [info]uhzpm, [info]dr_klm, [info]dtim, [info]japanspy, [info]e_v_ches, [info]fotoankh, [info]frumich, [info]zoodyzero, [info]krlz, [info]_denplusplus_, [info]_elfik_, [info]thesz, [info]martreya, [info]lyubkin, [info]yury_lifshits, [info]musta_auringon, [info]natalie_ray, [info]palm_mute, [info]muha_elka, [info]ironpeter, [info]n_a_d_i_r, [info]pericotera, [info]kaktycnet



(Post a new comment)


[info]svetlaya_martha
2008-03-12 10:28 am UTC (link)
Хм, я вот тоже, собстна, редко использую Ё при наборе, особенно это касается "быстрого" общения в аське, там мне ваще влом даже заглавные буквы ставить...
Да, а ещё в нашей конторе (рекламном агенстве) как-то совсем сию букву презрели...

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 10:30 am UTC (link)
Это они Лебедева начитались :))

(Reply to this) (Parent)


[info]martreya
2008-03-12 10:37 am UTC (link)
бедная, несчастная буковка ё. Давайте все ее пожалеем и напоим молочком из тарелочки :)

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 10:39 am UTC (link)
Ага. Именно так, как ёжика! :)

(Reply to this) (Parent)

[Разжигая холивор]
[info]deni_ok
2008-03-12 10:45 am UTC (link)
Правильно! Огласи список ё-неупотребленцев! И к позорному столбу их!

(Reply to this) (Thread)

Re: [Разжигая холивор]
[info]dying_sphynx
2008-03-12 10:54 am UTC (link)
Да вот думал, но не знаю - корректно ли это.

Но списки уже готовы! :)) И, кстати, говорят товарищ Сталин был любителем Ё, при нём в "Правде" всё с Ё только так писали :)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: [Разжигая холивор] - [info]deni_ok, 2008-03-12 10:59 am UTC
Re: [Разжигая холивор] - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 11:03 am UTC
Re: [Разжигая холивор] - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 12:02 pm UTC
(no subject) - [info]musta_auringon, 2008-03-15 08:46 pm UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-17 08:01 am UTC

[info]pomidorchi
2008-03-12 10:51 am UTC (link)
мы за ЙО!!!

а как скрипт к ЖЖ присобачить?

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 11:00 am UTC (link)
"Йо" - то дело другое :)
Кстати раньше одно время примерно так и писали, что-то вроде io под одной крышкой.

Что значит - присобачить к ЖЖ? Его можно просто запустить у себя на компьютере локально или в каком-то шелле, где есть python. Я, конечно, хотел сделать на сервере веб-формочку для теста, но там довольно большая нагрузка идёт - скрипт ведь скачивает 25 * ~100 фрэндов = примерно 2500 постов для анализа, так что лучше пусть каждый отдельно локально запускает. Или можно меня попросить, я для любого ника могу протестировать :)

У тебя кстати io-ratio = 0.20 (то есть в одной пятой своих постов ты юзаешь букву Ё), не так плохо, как я мог подумать :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pomidorchi, 2008-03-12 11:12 am UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 11:16 am UTC
(no subject) - [info]pomidorchi, 2008-03-12 11:18 am UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 11:24 am UTC
(no subject) - [info]pomidorchi, 2008-03-12 11:44 am UTC

[info]tatly
2008-03-12 11:18 am UTC (link)
о! спасибо! я всегда употребляю букву Ё и люблю её.

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 11:31 am UTC (link)
Всегда пожалуйста :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]tatly, 2008-03-12 11:44 am UTC
user manual - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 11:55 am UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 12:24 pm UTC

[info]_dyakon_
2008-03-12 11:33 am UTC (link)
всегда использую Ё и на маковской клавиатуре она даже в очень удобном месте расположена :)

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 11:41 am UTC (link)
Ух ты! А где?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]_dyakon_, 2008-03-12 11:47 am UTC
(no subject) - [info]tatly, 2008-03-12 11:41 am UTC
(no subject) - [info]_dyakon_, 2008-03-12 11:48 am UTC
(no subject) - [info]p1r4nh4, 2008-03-12 01:05 pm UTC
(no subject) - [info]_dyakon_, 2008-03-12 01:07 pm UTC
(no subject) - [info]p1r4nh4, 2008-03-12 02:08 pm UTC

[info]zoodyzero
2008-03-12 12:16 pm UTC (link)
ну вообще-то по правописанию букву "ё" не обязательно употреблять, это своего рода уже атавизм...
давай еще разожгем холивар, что в конце слов, заканчивающихся на согласную уже бог знает сколько не ставиться такая замечательная буква как "Ъ" =)) гулять, так гулять!

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 12:22 pm UTC (link)
Ер и Ё - разные вещи. Букве Ё соответствует вполне очевидный и отдельный звук, ер же писался в концах слов, никакого особо смысла и звука не нёс, но при этом занимал до четырёх процентов текста. Логично, что его выбросили из алфавита.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]zoodyzero, 2008-03-12 01:39 pm UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 01:47 pm UTC
(no subject) - [info]zoodyzero, 2008-03-12 01:54 pm UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 02:09 pm UTC
(no subject) - [info]p1r4nh4, 2008-03-12 01:06 pm UTC
(no subject) - [info]zoodyzero, 2008-03-12 01:31 pm UTC
(no subject) - [info]_dyakon_, 2008-03-12 01:11 pm UTC
(no subject) - [info]zoodyzero, 2008-03-12 01:34 pm UTC
(no subject) - [info]_dyakon_, 2008-03-12 01:45 pm UTC
(no subject) - [info]zoodyzero, 2008-03-12 02:02 pm UTC
(no subject) - [info]_dyakon_, 2008-03-12 02:07 pm UTC
(no subject) - [info]p1r4nh4, 2008-03-12 02:09 pm UTC
(no subject) - [info]zoodyzero, 2008-03-12 02:27 pm UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-12 02:29 pm UTC

[info]geniepro
2008-03-12 01:18 pm UTC (link)
Позор тем невеждам, что не знают о существовании буквы Ё !!! :о)

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 01:36 pm UTC (link)
Категорично, однако :)

(Reply to this) (Parent)


[info]martreya
2008-03-12 01:25 pm UTC (link)
нет, надо еще написать про букву Ю. Хоть с пользой будет.

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-12 01:34 pm UTC (link)
Ага, люди узнают про волшебный витамин! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kmmbvnr
2008-03-13 07:10 am UTC (link)
>>писок фрэндов, не употребляющих "ё"
А мож просто не употребляют слова, в кототорых могла бы быть буква ё?

вот интересная страничка посвященная букве Ё.
http://www.rusf.ru/books/yo/index.html

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-13 10:36 am UTC (link)
> А мож просто не употребляют слова, в кототорых могла бы быть буква ё?

Нет, ну ведь там всё-таки 25 постов анализируется! Не верю, что в словах 25 постов нет ни одного с возможной буквой Ё :)

За страничку - спасибо, посмотрю.

(Reply to this) (Parent)


[info]_irv_
2008-03-13 09:30 am UTC (link)
Да, обижают букву, а тут ещё и ув. тов. Лебедев возомнил себя палатой мер и весов, и принял неправильную сторону... Предлагаю в отместку писать его фамилию со всеми буквами ё)

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-13 10:39 am UTC (link)
> Предлагаю в отместку писать его фамилию со всеми буквами ё)

Ага, вроде была уже версия такая, что он именно поэтому не любит букву Ё :)

(Reply to this) (Parent)


[info]sweet_ache
2008-03-13 09:57 am UTC (link)
Я из тех особых товарищей, которые пишут тексты с буквой Ё, но потом, дабы текст не выглядел странно, убирает её )) Но ты меня, Вань, убедил! Да здравствует Ё!

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-13 10:40 am UTC (link)
> но потом, дабы текст не выглядел странно, убирает её

Ого, это ваще какой-то новый паттерн поведения :)

Ну, рад что убедил! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]lomeo
2008-03-13 01:50 pm UTC (link)
Спёсибё!! Ёчёнь хёрёший пёст!!

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-13 02:17 pm UTC (link)
Всегда пожалуйста :)

(Reply to this) (Parent)


[info]dtim
2008-03-14 05:52 pm UTC (link)
Ну да, я еретик, причем даже не скрываю дату публичного отречения от использования "ё" в постах :).
http://dtim.livejournal.com/100854.html

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-15 05:13 am UTC (link)
Там не указывается причина, пояснишь?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dtim, 2008-03-15 08:29 am UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-03-15 10:09 am UTC

[info]barsilisa
2008-03-18 10:23 am UTC (link)
"в результате необязательности употребления буквы "ё", сейчас мы можем наблюдать множество исковерканных личных имён (Ришелье, Монтескье, Рентген, Рерих и т.д. - все они были с буквой Ё ;))"

Спасибо, ценная информация. Можешь написать эти фамилии как положено по звучанию?

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-03-18 12:31 pm UTC (link)
Да, конечно: Ришельё, Монтескьё, Рёнтген, Рёрих.

Правда знающие французский мне сказали, что почти все фамилии такого рода (заканчивающиеся на "ье") - читаются как "ьё". Так что здесь проблема видимо не в пропавшей букве "ё", а в традициях транслитерации с французского на русский.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]barsilisa, 2008-03-18 01:58 pm UTC

[info]rockele
2008-03-30 12:23 pm UTC (link)
Privet. Kak ty?
U men'a mnogo novogo. Napi6i mne e-mail, ja tvoj adress zabyla. ):

(Reply to this)


[info]pomidorchi
2008-05-07 03:35 pm UTC (link)


VANYA!!!

NAHUYA MNE SHVEDSKAYA KODIROVKA V BAZE???

(Reply to this) (Thread)


[info]p1r4nh4
2008-05-07 03:36 pm UTC (link)
Ваня! Ну ты понял. :D

(Reply to this) (Parent)


[info]lord_narcissus
2008-06-04 08:55 pm UTC (link)
Я за літеру "ё", тіко в українській її нема...)

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-06-04 09:10 pm UTC (link)
Можеш вважати її аналогом лiтеру "ї" :) А з нею в тебе ж все гаразд :)

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]lyops
2008-08-27 08:42 am UTC (link)
Очень хотелось бы ёметр у себя использовать, чтобы проверить своих френдов. :)
Буква «ё» для меня святое!

(Reply to this) (Thread)


[info]dying_sphynx
2008-08-27 08:51 am UTC (link)
Так используйте :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lyops, 2008-08-27 08:56 am UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-08-27 09:03 am UTC
(no subject) - [info]lyops, 2008-08-27 09:08 am UTC
(no subject) - [info]dying_sphynx, 2008-08-27 09:29 am UTC

[info]seetolearn
2009-06-17 06:24 am UTC (link)
она неудобно расположена на клавиатуре

Проблема не в том, что она неудобно расположена на клавиатур, а что в русском алфавите слишком много букв. Какие-то буквы неизбежно будут неудобно расположены. А пожертвовали Ё потому, что она необязательная. Получается циклическая причина: Ё неудобно расположена, потому что её редко употребляют, а употребляют её редко потому, что она неудобно расположена. :)

Ё расположена так же неудобно, как Х и Ъ. Я всё время промахиваюсь по клавишам З, Х, Ъ, потому что они все под мизинец правой руки. Я думаю, можно было бы поместить Ъ и Ё под левый Shift и Caps Lock.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…